Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 01:21

Новые ИТ в ДОУ

Меню сайта
Категории раздела
Ю.М.Горвиц "Новые ИТ в дошкольном образовании" [2]
Мини-чат
200
Наш опрос
Как вы считаете: необходимо ли применение компьютерных технологий в ДОУ?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Ю.М.Горвиц "Новые ИТ в дошкольном образовании"

Компьютерные технологии и обшее психическое развитие дошкольников

1. Компьютер и развитие личности

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.). Проявляются во всей полноте такие процессы как: мышление, представление, память и т.д., возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития. Горизонты развития — это не только зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), а своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации — возможность постоянного биографически-обозримого расширения горизонтов личности.

Компьютер как интеллектуальное орудие в этом отношении принципиально отличается от книги. Книга - средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас на исходе XX века надо понять, что компьютер — среда для накопления знаний, а также для оперирования и обмена знаниями с другими людьми. Знания же безграничны, сам человек определяет эти границы, но оперирование, т.е. раздвижение границ, беспредельно.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения — они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормально¬го развития личности ребенка.


2. Управление ситуацией


Для человека, в отличие от животных, характерно формирование умений, связанных не только с непосредственным приспособлением к наличной ситуации, но и с управлением работой машин и механизмов. Как отмечают в своих исследованиях ученые С. Пей-перт, Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожец, этот момент управления явно выступает уже в процессе применения простейших орудий ручного труда. Еще большее значение он приобретает, когда человек начинает заменять работу своих мышц другими источниками энергии.

Навыки или умения, связанные с управлением, существенно отличаются от других навыков и умений, прежде всего своей познавательной частью. Они в большей степени, чем какие-либо другие, требуют ориентировки на существенные отношения условий задания. В связи с этим они могут приобретать чрезвычайно обобщенный характер и легко переноситься в новые, необычные обстоятельства. Простейшие виды такого рода умений складываются уже в дошкольном детстве.

Особое значение в этом процессе приобретают компьютерные игры, в которых у детей формируются обобщенные умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее опосредованно — с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Большую роль в формировании таких умений играют специально созданные для этого компьютерные игры «Колобок», «Давай познакомимся», «Мир вокруг нас» и др.

3. Планирование деятельности


В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошколь¬ники должны действовать руками, нажимая пальцами кнопки кла¬виатуры (что требует от ребенка усиленного внимания и специфи¬ческих навыков), и одновременно наблюдать за изображенными на экране изменяющимися предметами и явлениями. Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и прояв¬ляется в чрезвычайно опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результа¬том. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении познания и изменения окружающего их мира.
Одна из основных способностей ребенка, лежащая в основе, как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению (осознанному или интуитивному) все более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Эту способность можно рассматривать как одну из форм проявления общей фундаментальной способности саморегуляции. В качестве примера можно привести специальные методики использования компьютерных программ «Сложи узор», «Калейдоскоп», а также «Веселое путешествие».

Развитие данной способности в значительной мере определяет широту и глубину взаимодействия ребенка с окружающим его миром, т.е. определяет как общую психическую активность. Эта способность — универсальная, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует выделения определенной последовательности целей, их иерархизации, отражения в плане представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны. Без нее невозможно решить задачи, предлагаемые, в частности, - компьютерной игре «Водители» (методика Л.И. Цеханской) или «Дед Мазай и зайцы» (методика Ю. М. Горвица).

4. Целеобразование

Все предлагаемые нами компьютерные игры способствуют формированию у детей данной умственной способности, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.


Особое значение при этом имеют представления, отражающие основную цель, на достижение которой направлена деятельное ребенка. Если ребенок нечетко представляет себе, что требует получить в ходе решения той или иной задачи, то процесс мышления вообще может не развернуться или развертывается совсем другом направлении, чем это необходимо в данных условиях. Имени четкое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на основе их сопоставления с заданным результатом.


Вместе с тем процесс мышления практически невозможен без учета тех условий, в которых дана цель. Действия детей, не учитывающих этих условий, как правило, носят хаотический характер и не приводят к получению заданного результата.

В сложных задачах даже у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать конфликтные отношения при восприятии цели и условий, в которых дана эта цель. Лишь постепенно у детей формируется общая умственная способность направленного анализа условий с точки зрения основной цели действия. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений. Дети учатся расчленять основную цель деятельности на вспомогательные цели, устанавливать связи между ними и конкрет¬ными условиями задачи.

Ряд игр комплекта «КИД/Малыш» («Конструктор», «Витраж», «Море») направлен на формирование у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и самостоятельно их достигать. В этом процессе у детей формируется очень важная деятельность творческого экспериментирования. В ходе такого экспериментирования дети выступают как создатели новых объектов. Они ставят перед собой (явно или неявно) новые все более усложняющиеся цели и пытаются их реализовать. В этом процессе формируется новая более сложная структура деятельности, характеризующаяся соподчинением основных и вспомогательных целей.

5. Развитие мышления

Различные формы детского творческого экспериментирования способствуют развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

Одна из важных линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического (понятийного) мышления. Такие переходы характеризуют весь период дошкольного детства.

Условия воспитания и обучения детей могут способствовать этому процессу, а могут и тормозить его, вызывая длительные отрицательные последствия.

Специфика наглядно-действенного мышления заключается в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. Если ребенку по каким-либо причинам не дают действовать руками, то и задача оказывается нерешенной. В процессе этой формы мышления имеют место последовательные взаимопереходы от практических преобразований предмета к анализу результатов и построению на основе полученной информации последующих практических действий, осуществление которых дает новую информацию о познаваемом объекте и т. д.

Таким образом, основная функция наглядно-действенного мышления заключается в практических преобразованиях предмета или явления и получении исходных сведений о его скрытых свойствах и связях.


Характерный способ" осуществления наглядно-действенного мышления — способ, который обычно обозначается как путь проб и ошибок. Этот путь на протяжении дошкольного детства претерпевает ряд существенных изменений: хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробных действий. Значительно усложняется анализ результатов каждой пробы и оценка с точки зрения условий задачи.

Такой анализ качественных особенностей пробных и ошибочных действий, их величины и перестройка последующих действий в соответствии с результатами этого анализа требуют развертывания определенных мыслительных операций, которые выступают как одна из важных сторон мыслительной деятельности детей.
Связь наглядно-действенного мышления с практическими преобразованиями ситуации обусловливает его сильные и слабые стороны. Возможности преобразования детьми реальных объектов ограничены, и часть свойств может быть обнаружена лишь в процессе оперирования представлениями об этих объектах. Такое оперирование выступает как наглядно-образное мышление с относительной свободой формирования и изменения данных представлений.

Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые сто¬роны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью — они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва»- действий от модели и от оригинала и осуществление их в плане представлений.

Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Такие компьютерные игры, как «Качели», «Собери картинку», «Построй дом», «Волшебный гараж», «Конструктор», способствуют развитию наглядно-действенного мышления, а затем и наглядно-образного мышления.

В игре «Качели» дети вначале решают предложенные им зада¬чи в наглядно-действенном плане: они экспериментируют, пробуют, ошибаются, подбирая по массе различные игрушки таким образом, чтобы уравновесить качели. Эта игра развивает наглядно-действен¬ное мышление, формирует умения корректировать пробные и ошибочные действия, последовательно приближая ребенка к цели.

На определенном этапе игры дети начинают осуществлять свои действия не реально, а в плане представлений — они мысленно соотносят размеры и массу игрушек и лишь после этого размещают их на качелях, добиваясь сразу верного результата. Дети старшего дошкольного возраста в ходе игры переходят даже на уровень логического мышления: они подсчитывают суммарную массу игрушек на каждом плече качелей и делают соответствующие выводы.
В игре «Построй дом» требуется воссоздать целые кирпичи, определенным образом соединяя их половинки. Дети вначале путем реальных проб ищут части кирпича (а эти части разрезаны самым замысловатым образом), которые подошли бы друг к другу. После таких проб и ошибок они находят подходящие половинки кирпича, затем переходят от реальных проб и ошибок к действиям в плане представлений: они ищут нужную половинку кирпича, мысленно прикладывая его к образцу, — это уже более высокий уровень решения задачи.

Вместе с тем, в этом процессе дети не создают новых образов, а интегрируют имеющиеся образы в единое целое. Дело в том, что все части кирпичей предлагаются детям в виде готовых образцов, а ребенок из них выбирает нужные.

Более сложные формы образного мышления дети демонстрируют в играх «Конструктор», «Витраж», «Калейдоскоп», где они создают совсем новые неожиданные образы на основе элементарных исходных образов, данных в условиях игры. Здесь важен творческий процесс построения новой целостной картины, имеющей оригинальную композицию, которая объединяет отдельные детали в новое художественное произведение. Сами условия этих игр — красочные и неожиданные — стимулируют воображение детей, развивают понимание гармонии цветов и форм.

Успешность познавательного развития ребенка в значительной мере зависит от содержания его мыслительной деятельности — от того, какие предметы и явления окружающего мира он познает. Традиционно считалось, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности детей являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей: цвет, форма, величина, масса и т. д.

Поэтому особое внимание в дошкольном детстве уделялось (и уделяется сейчас) сенсорному воспитанию детей. Такие игры, как «Веселые картинки», «Калейдоскоп», «Витраж», развивают сенсорные способности дошкольников — умение различать цвета, формы пред¬метов, их величину, учат использовать знания об этих качествах в процессе изобразительной деятельности, аппликации, конструирования.

Вместе с тем, современные исследования по детской психологии показывают, что особо благотворное влияние на познавательное развитие дошкольника оказывает познание ими простых связей и зависимостей окружающего мира (физических, биологических, социальных). Эта тенденция развития мышления также получила отражение в наших компьютерных играх


6. Зарубежные исследователи об использовании компьютеров

Различным психолого-педагогическим аспектам использования компьютера в деятельности детей дошкольного возраста посвящены также исследования зарубежных специалистов. Приведем лишь некоторые выдержки из них.

Благодаря применению компьютеров дети овладевают умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности.

Компьютер обеспечивает возможности для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально-коммуникативных навыков, целеустремленности и социализации.

Использование компьютера для формирования у детей понятий в области элементарной арифметики позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов.

Применение ЛОГО способствует развитию когнитивных способностей ребенка: сериации, оценки значимых элементов задачи, выбора мысленного представления задачи и нахождения решения.

У детей, получивших навыки в работе с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования у детей понятий количества, подобия, выделения различий.

Компьютер помогает детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и одновременно способствует активному включению речи. Это особенно важно при обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и некоторых умственно отсталых детей.

Впервые в истории мы являемся свидетелями подлинной революции в обучении замены учения (запоминания, приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятель¬ности).

Следует отметить, что существуют разные точки зрения на возможности использования НИТ детьми дошкольного возраста. Упоминаемые в зарубежной и отечественной литературе негативные влияния компьютеров на социальное и когнитивное развитие детей-дошкольников следует рассматривать в двух аспектах: «психолого-педагогическом» и «физиолого-гигиеническом». Первый аспект относится скорее к программным средствам и педагогическим методам их применения в дидактике дошкольного учреждения. Второй — к используемым техническим средствам компьютера: системный блок, дисплей, клавиатура и другие устройства.

Как отмечается в работе, одна из принципиальных проблем, касающихся первого аспекта, формулируется так: «являются ли компьютеры средством, пригодным для детей дошкольного возраста и оказывающим существенное влияние на их развитие».

Некоторые специалисты утверждают, что использование компьютеров дошкольниками и учащимися младших классов ведет к дезориентации ребенка в окружающем мире, срыву процессов ассимиляции в развитии его мышления и приводит к путанице в интеллектуальном развитии; компьютер требует формального логического мышления, тогда как маленькие дети полагаются на чувственное мышление; при работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, между желаемым и действительным; что дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, предусматриваемой использованием компьютера; необходимые для программирования навыки не соответствуют дооперационным способностям ребенка.

Так же, компьютеры могут служить препятствием для получения необходимого опыта оперирования детьми реальными объектами и событиями и, кроме того, ограничивают физическую активность и физическое развитие детей.

Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих (направленных на развитие мотивации, умственных способностей, операциональных компонентов деятельности и др.) и обучающих (по различным предметным разделам занятий) компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения.

Категория: Ю.М.Горвиц "Новые ИТ в дошкольном образовании" | Добавил: Cveto4ka (15.04.2009)
Просмотров: 9803 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz